СО НКО > Новости > Представители НКО комментируют внесенный в Госдуму законопроект «О добровольчестве»

Документ во многом дублирует старый законопроект о волонтерстве, осевший в профильном комитете Государственной Думы РФ. Эксперты некоммерческого сектора считают, что новый законопроект опасен, а его автор – некомпетентен.

В Комитет Государственной Думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций направлен законопроект «О добровольчестве», автором которого является депутат Максим Шингаркин. В пояснительной записке к документу указано, что он разработан «в целях правовой защиты граждан РФ, участвующих в добровольческой деятельности, оказания помощи пострадавшим во время техногенных или природных катастроф, во время боевых действий, в том числе за пределами РФ, в целях поддержания международного мира и безопасности, принятия эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира».

Закон о добровольчестве активно обсуждается уже несколько лет. Среди НКО, работающих с волонтерами, идея законодательного регулирования этой деятельности вызывает резкое неприятие, и некоммерческому сообществу уже несколько раз удавалось отбить попытки законодателей провести подобный закон. О возможном принятия федерального закона о волонтерстве, в частности, вновь говорили в декабре 2015 года в Общественной палате РФ.

Большая часть текста в документе депутата Шингаркина повторяет текст старого законопроекта о волонтерстве, который сегодня осел в думском комитете по делам общественных объединений и религиозных организаций и в свое время вызвал резкую критику со стороны некоммерческого сообщества, говорит директор Союза волонтерских организаций и движений, член Общественной палаты города Москвы Владимир Хромов, включая даже одиозный пункт о том, что доброволец обязан соблюдать конфиденциальность информации, к которой имеет доступ в процессе добровольчества. «Этот пункт напрямую нарушает уголовное законодательство. Если гражданин стал свидетелем преступления или правонарушения, он обязан сообщить об этом правоохранительным органам», – говорит эксперт.

Хромов отметил, что законопроект попал в Госдуму, пропустив стадию общественного обсуждения. При этом в его тексте полностью проигнорированы термины «волонтер», «волонтерство» и «волонтерская деятельность», что является грубейшей ошибкой с юридической точки зрения, говорит эксперт. «В таком виде этот законопроект нанесет сильный удар по всему сектору. Хотя бы тем, что вводит совершенно непонятные нормы, смешивает разные сферы правового регулирования и создает полный кавардак», – подчеркивает он.

Текст законопроекта «крайне сырой и сомнительный», говорит Хромов, а его появление стало неприятным сюрпризом. Эксперт, в частности, отмечает, что данный законопроект затрагивает ряд уже действующих отраслевых законов, но в пояснительной записке указано, что при его принятии не потребуется признания утратившими силу, приостановления или изменения актов федерального законодательства или иных нормативно-правовых актов. Кроме того, стоимость создания информационной системы, о которой идет речь в тексте законопроекта, по оценкам экспертов, может варьироваться от 200 млн до 1,5 млрд рублей, говорит Хромов, но в пояснительной записке депутат Шингаркин уверяет, что принятие его законопроекта не потребует никаких дополнительных расходов.

Хромов выразил надежду, что внесение подобного документа в Госдуму – это просто инициатива депутата, который хочет заработать предвыборные очки: «Цель была внести (законопроект в Госдуму) не важно какой текст. Он где-то его быстренько списал, добавил от себя про волонтерство в условиях конфликтов, гражданской войны на территории сопредельного государства и каким-то образом вынес на профильный комитет Госдумы. Как можно смешивать социальный сектор и людей, который называют себя добровольцами в условиях гражданской войны?».

В Ассоциации «Юристы за гражданское общество» отмечают, что законопроект главным образом сосредоточен на военизированном добровольчестве, но влияние этого документа на сферу свободного изъявления доброй воли может оказаться серьезным. «Мы в Ассоциации «Юристы за гражданское общество» по-прежнему уверены, что добровольчество должно в минимальной степени регулироваться государством, и существующих сейчас в законодательстве о благотворительности норм достаточно для того, чтобы добровольцы в социальной сфере могли работать на пользу общества», – говорит юрист ассоциации Василий Романец.

Он отметил, что в этом документе действительно фигурируют многие положения из старого законопроекта, особенно в части государственного регулирования. «Более того: организаторами добровольческой деятельности, в соответствии с ним, могут выступать органы власти – региональные, федеральные, муниципальные. И лишь в конце значатся «иные организации». В нем абсолютно не фигурирует слово «благотворительность», то есть добровольчество пытаются максимально дистанцировать от благотворительности. Много вопросов по поводу добровольческой деятельности за рубежом, требующих тщательной доработки», – говорит Романец.

Отсутствие понятия «волонтер» в тексте законопроекта говорит о некомпетентности автора документа, отмечает руководитель добровольческого движения «Даниловцы» Юрий Белановский в колонке на сайте газеты «Аргументы и факты». «Я убежден, что новый законопроект создаст неприятности у социального и благотворительного волонтерства. Как минимум затормозит его развитие в России, а в худшем случае будет его душить. Я считаю, что в опубликованном виде закон не должен быть принят. А лучше, чтобы закона, регулирующего социальное волонтерство, не было вообще. Если надо регулировать военизированное добровольчество, для этого можно подготовить отдельные законодательные акты», – приводит издание его слова.

Источник: Агентство социальной информации

0

Автор публикации

не в сети 2 месяца

СО НКО

0
Комментарии: 0Публикации: 2543Регистрация: 25-12-2018
Авторизация
*
*

Scroll Up